Сцены и эстрады

4.34. Развитый тип традиционной глубинной колосниковой сцены состоит из собственно сцены, авансцены (часть между зрительным залом и красной линией), арьерсцены (задняя часть сцены с пониженной высотой), сценических карманов и сценической коробки с рабочими галереями и колосниками.

Рекомендуемый состав помещений для обслуживания сцены см. в Приложении 8.

4.35. В зависимости от конкретных условий возможно использование эстрад и сцен нетрадиционных типов (панорамная, трехсторонняя, кольцевая, центральная и др. см. рис.1). Это влечет за собой изменения в оснащении сцены, в расположении помещений, обслуживающих сцену.

4.36. Глубинная колосниковая сцена имеет несколько принципиальных схем построения, различающихся степенью пространственного развития и постановочными возможностями:

- с 2-мя карманами и арьерсценой;

- с 1 карманом и арьерсценой;

- с 2-мя карманами без арьерсцены;

- с 1 карманом;

- с арьерсценой без карманов;

- без арьерсцены и без карманов.

Схемы построения глубинной колосниковой сцены, карманов и арьерсцены см. СП "Проектирование театров", 1990.

4.37. Высоту над колосниковым настилом до низа выступающих конструкций следует принимать по табл. 10.Типы и размеры эстрад и глубинных колосниковых сцен см. табл. 11.

Таблица 10.

Тип сцены Сцена с горизонт. перекрытием, м, не менее При наклонном перекрытии в низкой часта сцены, м, не менее
С-1 - С-3,С-5 (А) 2,0 1,5
С-4, С-6 - С-9 (Б) 2,4 1,8
арьерсцена 1,6

Таблица 10.

Строительный портал Глубина Арьерсцена Карман
Эстрады и сцены, тип Ширина, м Глубина, м Высота, м (в скобках – игровой портал) авансцены2), м (не менее) Рабочие галереи,
ширина1), м Высота1), м Ширина, м Глубина3), м Высота, м Ширина3), м Глубина3), м Высота, м кол-во
Эстрады
Э-1 5,5 - - - - - - - - - -
Э-2 7,5 8,5 1,5 - - - - - - -
Э-3 7,5 10,5 5,5 1,5 - - - - - . -
Э-4 6,5 1,5 - - - - - - -
Э-5 7,5 1,5 - - - - - - -
Э-6 1,5 - - - - - - -
Сцены
С-1 7,5 10,5 8,5 (6) 5 (4,5) 1,5 - - - - - -
С-2 7,5 11,5 10,5 (6) 5,5 (4,5) 1,5 - - - - - - 1-2
С-3 12,5 13 (6) 6,5 (4,5) 1,5 - - - - - - 1-2
С-4 8 (7) 5,5 (5) 1,8 8,5 6,5 2-3
С-5 14 (8) 7,5 (5,5) 1,5 - - - - - - 2-3
С-6 10 (8) 6,5 (5,5) 1,8 7,5 7,5 3-4
С-7 12 (10) 7,5 (6,5) 1,8 8,5 3-4
С-8 14 (12) 8,5 (7,5) 1,8 13,5 9,5 4-5
С-9 16 (14) 9,5 (8,5) 1,8 10,5 4-5

1) Ширину строительного портала для сцен С-4 С-6 - С-9 допускается увеличивать на 1,5 м. Высоту - на 0,5-2,5 м, определяя промежуточные величины допусков в прямой зависимости от размера сцены.



2) При увеличении глубины авансцены допускается соответственно уменьшать глубину сцены, но не более чем на 25%.

3) При проектировании откатного круга глубина арьерсцены и размеры кармана определяются проектом

Примечания: 1. Размеры (в плане) эстрад, сцен, арьерсцен и карманов указаны в осях строительных конструкции, авансцены - от внутреннего края проема оркестровой ямы или передней кромки авансцены до красной линии сцены (эстрады).

2. Высоту эстрады следует принимать от уровня планшета до потолка (технологического оборудования). Высоту сцен следует принимать от уровня планшета до верха колосникового настила, высоту карманов - от пола до пола вышележащего этажа, высоту арьерсцены - от уровня планшета до перекрытияУказанная высота арьерсцены принимается при наличии над ней колосникового настила.


Колосниковый настил следует располагать перпендикулярно порталу сцены с зазорами между колосниками 0,05 м.



4.38. Рабочие галереи следует располагать по боковой и задней стенам сцены. Нижнюю галерею следует располагать на 0,7 м выше строительного портала, но не ниже верха проема арьерсцены плюс 0,5 м.

4.39. Расстояние между ярусами рабочих галерей от пола до пола следует принимать от 2,5 до 3,0 м. Ширину боковых рабочих галерей следует принимать: при установке электроприводов подъемов на галереях – 2,8 м; при установке электроприводов за пределами сценической коробки, а также при ручном приводе подъемов и на осветительных галереях – 1,5-1,8 м включая место для противовесов. Ширину рабочих галерей на задней стене сцены следует принимать не менее 0,8 м.

@ 4.40. Для обслуживания рабочих галерей верхней части сцен группы Б должны быть предусмотрены две колосниковые лестничные клетки от уровня пола трюма до уровня колосникового настила. При вместимости зала менее 800 мест допускается предусматривать одну из лестничных клеток не от уровня пола трюма, а от уровня пола нижней галереи. Для сцен С-1, С-2, С-3, С-5 допускаются открытые внутренние лестницы от уровня планшета сцены или пола нижней галереи с обеспечением проходов на общие лестницы или открытые пожарные лестницы.

@ 4.41. Планшет сцены, авансцены, арьерсцены и пол карманов следует проектировать в одном уровне.

Авансцена долина быть длиной не менее ширины строительного портала, а шириной - не менее 1,75 м от красной линии сцены до границы оркестровой ямы. С нее следует предусматривать не менее двух сходов в зал.

@ 4.42. Высота уровня планшета сцены (авансцены, эстрады) над уровнем пола первого ряда зрительских мест в залах с горизонтальным полом должна быть не более 1,1м. В залах малой вместимости (до 300 мест) высота планшета должна быть не более 0,8 м.

Допускается устройство подвижных (наклоняемых) и подъемно-опускных планшетов. Для балетных театров следует проектировать упругую конструкцию планшета сцены.

@ 4.43. Под планшетом сцен группы Б следует, а сцен группы А допускается предусматривать трюм с размерами в плане, равными размерам этих сцен. Высоту помещения трюка до низа выступающих конструкций следует принимать не менее 2,2 м. В трюме допускается размещать: сейф скатанных декораций, щитовую сцены, суфлерскую будку.

4.44. Постановочное освещение демонстрационного пространства (сцены и зала) состоит из сценических прожекторов, устанавливаемых в пределах сцены:

- верхнего света, которые могут объединяться в подвижные поплановые софиты;

- бокового света, которые могут устанавливаться на подвижных поплановых рамах;

- нижнего света в виде рампы или отдельных прожекторов, установленных под планшетом сцены;

- заднего контражурного света;

а также прожекторов, устанавливаемых за пределами сцены (в зале):

- бокового света (в осветительных ложах);

- верхнего света на выносных софитах;

- горизонтального света (под малым углом, с уровня барьера балкона, яруса);

Кроме того, может применяться система горизонтальных и вертикальных (стационарных и подвижных) световых занавесов (см. п. 4.55.).

Помещения, предназначенные для управления постановочным освещением, и их расположение представлены в табл. 12.

@ 4.45. Количество осветительных лож в зависимости от типа сцены (эстрады) и вместимости зала следует принимать по табл.13. Расстояние от уровня пола нижней осветительной ложи до уровня планшета сцены (эстрады) следует принимать не менее 2,5 м. Расстояние между уровнями полов лож, расположенных одна над другой, следует принимать не менее 2,5 м. Глубина лож должна быть не менее 2,0 м.

Таблица 12.

№№ п/п Помещение Размещение
1. Осветительные боковые ложи1) у боковых стен зала или на специальных конструкциях
2. Помещение выносного софита1) над залом
3. Светопроекционная за задней стеной зала или у задней стены со стороны зала
4. Светорегуляторная
5. Помещение фронтального освещения
6. Рирпроекционная за задней стеной сцены (арьерсцены)
7. Тиристорная2) вблизи сцены (с максимальным приближением к электропотребителям)

1) Размещается в зонах, ограниченных углами оптических осей осветительных приборов в соответствии с рис.5.

2) В настоящее время существуют новые системы без тиристорной

Таблица 13.

Тип эстрады и сцены Вместимость зала, мест Количество осветительных лож
С-6 - С-9 800 и более не менее 2-х боковых лож
С-4 и С-6 менее 800 1 боковая ложа
С-2 - С-5 600 и более 1 боковая ложа
С-1 - С-3 менее 600 допустимо размещение осветительной аппаратуры непосредственно на боковых стенах зрительного зала
эстрады любой вместимости

@ 4.46. Светопроекционную следует размещать так, чтобы углы отклонения оптической оси проектора от нормали в геометрическом центре строительного портала по красной линии сцены не превышали:

в горизонтальной плоскости - 9°, в вертикальной, плоскости при проекции сверху вниз - 9°. снизу вверх - 3°. Длина помещения светопроекционной должна быть не менее 3 - 5 м; уровень пола помещения - выше уровня пола примыкающей к ней части зрительного зала не менее, чем на 0,9 м.

@ 4.47. Светорегуляторную следует размещать в пределах проекции строительного портала на плоскость задней стены зала. Длина помещения светорегуляторной должна быть не менее 4 м. Светорегуляторная должна иметь отдельный вход.

а=55-65°

Горизонтальные углы к продольной оси зала, ограничивающие зону размещения боковых осветительных лож;

6=50-60°

Вертикальные углы, ограниченные оптическими осями выносных софитов к горизонтальной плоскости планшета сцены;

в=15-20°

Углы, ограниченные лучами света от осветительных приборов к горизонтальной плоскости на уровне верха игрового портала.

Рис.5

Схема размещения помещений постановочного освещения сцены

А - разрез, Б - план; 1 - игровой портал, 2 - авансцена, 3 - боковые осветители ложи, 4 - помещения выносных софитов, 5 - фронтальная осветительная лоха.

@ 4.48. Фронтальную осветительную ложу следует размещать так, чтобы ось помещения находилась в пределах ширины игрового портала или размещать в 2-х помещениях размером по фронту не менее 4 м каждое. Уровень пола должен быть не выше верха игрового портала.

@ 4.49. Уровень пола рирпроекционной следует предусматривать на высоте от уровня пола арьерсцены, равной половине высоты строительного портала.

@ 4.50. Уровень пола тиристорной следует предусматривать не ниве уровня пола первой рабочей галереи.

4.51. Для лобового горизонтального освещения сцены следует предусматривать размещение осветительной аппаратуры за задней стеной зала (или на стене зала, или на передней стенке барьера балкона, яруса в сторону сцены) в пределах проекции игрового портала на эту стену.

4.52. Помещения механооборудования сцены включают в себя:

- помещения оборудования планшета и трюма;

- помещения верхового оборудования.

4.53. Оборудование планшета сцены состоит из кулисных машин (двигающихся в пазах планшета сцены по рельсам, находящимся в трюме), поворотных кругов (врезного, барабанного, накладного, вращающихся колец), подъемно-опускных и накатных площадок. Для работы этого оборудования требуются следующие отдельные помещения:

- электролебедок для привода поворотных кругов, которое размещается в помещении с хорошей звукоизоляцией на площади трюма;

- для отвода накатных площадок (карман сцены);

- для электропривода противопожарного занавеса;

- щитовая сцены.

4.54. Верховое оборудование сцены состоит из штанкетных, индивидуальных и софитных подъемов, пролетных устройств. Для работы этого оборудования должны быть предусмотрены вахты у боковых стен сцены для обеспечения движения противовесов на всю высоту коробки от трюма до колосников. При беспротивовесной системе, значительно увеличивается мощность лебедок (в 2-2,5 раза) и их габариты. Помещения, требуемые для работы этого оборудования:

- помещения лебедок для управления тросами подъемов (помещения должны быть звукоизолированы и размещаться на галереях, идущих по трем сторонам сцены);

- помещение колосникового настила; выше настила на 2 м размещаются верхние блоки подъемов, тросы которых проходят сквозь щели в колосниковом настиле.

4.55. Занавесы подразделяются по способу раскрытия подъемно-опускные, раздвижные, фигурные, комбинированные; по видам использования: антрактные, игровые, световые и занавесы, обеспечивающие постановочные эффекты. Антрактный занавес относится к разряду основного стационарного оборудования. Световой занавес образуется с помощью горизонтально установленных прожекторов под планшетом сцены и направленных в зал под углом около 30° (шаг между прожекторами 40-50 см в зависимости от их типа). Для обеспечения светоэффектов на занавесах прочих видов предусматриваются вертикальные ряды прожекторов по обе стороны портала или прожекторная поворачивающаяся рампа на авансцене.

Горизонты и устройства для подвижных панорам проектируются по индивидуальным заданиям театров.

4.56. Помещения звукового обеспечения зала и сцены: звукоаппаратную, ложу звукооператора (звукорежиссера), кабину диктора и кабину переводчиков следует размещать с обеспечением прямой видимости сцены. Помещение звукоаппаратной допускается размещать без обеспечения прямой видимости сцены. Ложу звукооператора и кабину диктора следует размещать в смежных помещениях.

@ 4.57. Помещения стужи и аппаратной звукозаписи следует располагать смежно, со смотровым окном между ними.

@ 4 58. Телевизионный полустационар - два аппаратных помещения площадью не менее 8 м2 каждый - следует располагать в цокольном или первом этажах с отдельным входом и окном для подачи кабелей. Перед входом должна быть выделена площадка для размещения передвижной телестанции не менее, чем на 5 автомашин. На крыше здания должна быть устроена площадка для антенны площадью не менее 5 м2.Расстояние от полустационара до места съемки не додано превышать 250 м.

4.59. Прием и регистрация сигналов о поваре предусматривается на аппаратуру, размещаемую в помещении охраны.


3054995760537015.html
3055136433026252.html
    PR.RU™