Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

Аннотация

УМКД по курсу «Культурология» составлен на основе ГОС ВПО по направлению «Дизайн и компьютерная графика», утверждённому 2005 г., и учитывает требования СМК ГОУ ВПО НГПУ.

УМКД по курсу «Культурология»предназначен для

использования при обучении студентов 1 курса при очной форме обучения.

Составитель:

Новиков А.В., канд. ист. наук, доцент каф. ГиХО ИИ НГПУ

Рецензент:

ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»

Институт искусств

Кафедра гуманитарного и художественного образования

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор института

Елагин В.С.

«

Рег. №--

« « 2010

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«Культурология»

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Культурология» ГСЭ.Ф.04

Специальность 540708 «Дизайн и компьютерная графика»

Форма обучения: очная.

Срок обучения – 6 лет

Квалификация: Дизайнер

Учебная программа составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 2005 года к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности 540708 «Дизайн и компьютерная графика», рабочего учебного плана, утверждённого учёным советом НГПУ

25 мая 2010 года.

Программа разработана: А.В. Новиковым,

К.и.н., доцентом кафедры ГиХО ИИ НГПУ

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой ГиХО Лисецкая Е.В.

«-------« ------------ 2010 г. -----------------(подпись)

Директор Института искусств Елагин В.С.

«------«- ------------- 2010 г. ----------------- (подпись)


РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ.

Образовательные технологии

Дисциплина «Культурология» предполагает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов. На лекционных занятиях используются визуальные презентации теоретического материала, на практических занятиях – просмотр видеофильмов, разбор конкретных тем и ситуаций.

1.7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов и оценочные средства для текущего, промежуточного и итогового контроля освоения дисциплины

Формы текущего контроля:

Репродуктивные:

1. Письменная подготовка по темам семинаров (3 – 5 баллов);

2. Устный доклад на семинарском занятии по одной из тем (3 – 5 баллов).

Частично-продуктивные:

3. Рецензирование литературы (25 – 100 баллов);

4. Заполнение словаря культурологических терминов (25 – 100 баллов).

Продуктивные (творческие):

5. Подготовка реферата по «Культурологии» (25 – 100 баллов)

Примерные темы рефератов

(тему реферата студент выбирает самостоятельно):

1. «Культурологические идеи И.Г. Гердера».

2. «Культурологические идеи Ж.Ж. Руссо».

3. «Понимание культуры в философии марксизма».

4. «Концепция «культурно-исторических типов» Н.Я. Данилевского».



5. «Культура и бессознательное начало человека: концепция З. Фрейда».

6. «Представления о культуре К.Г. Юнга»

7. «Философия культуры О. Шпенглера».

8. «Культурологическая концепция Н. Бердяева».

9. «Философия культуры А. Тойнби».

10. «Культурологическая концепция П. Сорокина».

11. Культура и этногенез в представлениях Л.Н. Гумилева.

Форма промежуточного контроля – зачет (нет)

Форма итогового контроля – Экзамен.

Перечень вопросов к экзамену (2011 г.):

Вопрос № 1. Общее сравнение представлений о культуре в Западной Европе в античности и средневековье.

Вопрос № 2. Культурологические идеи И.Г. Гердера.

Вопрос № 3. Культурологические идеи Ж.Ж. Руссо.

Вопрос № 4. Понимание культуры в философии марксизма.

Вопрос № 5. Концепция «культурно-исторических типов» Н.Я. Данилевского.

Вопрос № 6. Культура и бессознательное начало человека: концепция З. Фрейда.

Вопрос № 7. Представления о культуре К.Г. Юнга.

Вопрос № 8. Философия культуры О. Шпенглера.

Вопрос № 9. Культурологическая концепция Н. Бердяева.

Вопрос № 10. Философия культуры А. Тойнби.

Вопрос № 11. Культурологическая концепция П. Сорокина.

Вопрос № 12. Функции культуры.

Гуманистическая (социализирующая); Трансляционная; Нормативная; Гносеологическая; Семиотическая.

Вопрос № 14. Общие свойства культур.

Стабильность, нестабильность; Толерантность, интолерантность; Открытость, замкнутость; Демократизм, элитарность; Прогрессивность, регрессивность, консерватизм.

Вопрос № 15. Нормативная система культуры.

Классификация культурных норм; Функции культурных норм; Основные виды культурных норм; Этикет как культурная норма.

Вопрос № 16. Культура и природа.

Учение о ноосфере В.И. Вернадского; Экологическое сознание Востока и Запада; Соотношение природного и внеприродного в человеке; Взаимоотношение полов как проблема культурологи.

Вопрос № 17. Массовая и популярная культура.

Постиндустриальная цивилизация: основные черты и тенденции развития; Причины, место и время появления массовой культуры; Основные черты массовой культуры; Элементы массовой культуры; Соотношение категорий массовая и популярная культура

Вопрос № 18. Молодежная субкультура.

Психофизиологические особенности тинейджеров; Социально-экономический статус тинейджеров; Функции молодежной субкультуры; Стратификация молодежной субкультуры; Молодежные объединения.

Вопрос № 19. Формы и механизмы приобщения к культуре.

Социализация и воспитание (составные части и разновидности социализации); Фазы социализации, агенты, институты социализации; Родительство как элемент первичной социализации; Десоциализация и ресоциализация, аккультурация, ассимиляция; Культурные заимствования, культурная диффузия; Культурная динамика (культурные процессы)

Вопрос № 20. Культура и этнос.

Роль культуры в этнической самоидентификации; Этническая культура и национальная культура; Мировая культура (культурный глобализм); Индустриально-городская культура

Вопрос № 21. Массовая и популярная культура.

Постиндустриальная цивилизация: основные черты и тенденции развития; Причины, место и время появления массовой культуры; Основные черты массовой культуры; Элементы массовой культуры; Соотношение категорий массовая и популярная культура

Вопрос № 22. Культура и природа.

Учение о ноосфере В.И. Вернадского; Экологическое сознание Востока и Запада; Соотношение природного и внеприродного в человеке; Взаимоотношение полов как проблема культурологии.

1.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

Список основной литературы:

Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М., 1993.

Гуревич П. С. Культурология: Учебник. 4-е изд. М., 2005.

Кармин А. С, Новикова Е. С. Культурология. СПб., 2005

Кравченко А. И. Культурология: Учебник. М., 2005.

Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов. М. Академический Проект, 2000, 736 с.

Культурология. Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону, Феникс. 1997. 576 с.

Культурология. Составитель и отв. редактор А.А. Радугин. М. Центр, 1998 304 с.

Культурология.. Учебник. Под ред. Ю. Н. Солонина. М., 2005.

Мамонтов С.П. Основы культурологии. 3-е изд. М. «Олимп», «Инфра-М», 1999, 320 с.

Мареева К.В. Культурология. Теория культуры: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., исправ. и доп. М, Экзамен, 2003.

Пестеров П.Н. Культурология. Новосибирск, 2005, 169 с.

Полищук В.И. Культурология. М. Гардарика. 1998. 446 с.

Романов Ю.И. Культурология СПб, Питер Пресс, 2007, 206 с.

Учебный курс по культурологии. Под ред. д.ф.н., профессора Г.В. Драча. Ростов-на-Дону, Феникс, 1996, 576 с.

Список дополнительной литературы:

Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология: Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. М. ФАИР-ПРЕСС, 2000, 400 с.

Велик А. А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1999.

Гуревич П. С. Современный гуманитарный словарь-справочник. М., 1999.

Гуревич П.С. Философия культуры. 2-е изд. М. Аспект Пресс, 1995 288 с.

Гуревич П.С. Философия культуры. Учеб. пособие. М., 1994.

Гуревич П.С. Философская антропология. Учеб. пособие. М., 1997.

Ерасов Б.С. Социальная культурология. Изд.2-е М. Аспект Пресс, 1997 591 с.

Есин А.Б. Введение в культурологию. Основные понятия культурологии в систематическом изложении. М. Академия. 1999, 216 с.

Каган М. С. Введение в историю мировой культуры: В 2-х кн. — СПб., 2003.

Круглова Л.С. Основы культурологии. Т.1-2. - М., 1994.

Культура и культурология: Словарь. Сост. А. И. Кравченко — М., 2003.

Культурология в вопросах и ответах. Учебное пособие. Под ред. Д.ф.н., профессора Г.В. Драча. Ростов-на-Дону. Феникс. 1999, 480 с.

Культурология. XX век. М., 1995.

Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997.

Культурология. XX век. Энциклопедия в 2 т. СПб., 1998.

Культурология. Основы теории и истории культуры. СПб., 1996.

Лалетин Д.А., Пархоменко И.Т. Культурология: экзаменационные вопросы с ответами. Экспресс-пособие для студентов вузов. Воронеж. Изд-во “Учитель”. 1999. 264 с.

Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры. М., 1994.

Теория культуры. Отечественные исследования. Хрестоматия. М., 1996.

Философия культуры. Становление и развитие. Под ред. М.С. Кагана, Ю.В. Перова, В.В. Прозерского, Э.П. Юровской. СПб, Изд-во “Лань”, 1998, 448 с.

Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М. Академический Проект, 2000, 496 с.

Черная Л.А. Культурология: основы теории. М. Логос, 2003, 184 с.

Эстетика: Словарь. М., 1989.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы. Не предполагается.

1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Для освоения дисциплины необходимо следующее специальное оборудование: видео-оборудование, мультимедиа, интерактивные доски.

1.10. Технологическая карта студента по дисциплине (модулю) «Культурология»

Специальность: ДПИ

Преподаватель: А.В. Новиков

Срок проведения модуля: 01.02.2011 – 31.05.2011

Виды учебной деятельности Баллы (мин – макс) Форма отчетности Сроки сдачи Балл Оценка Подпись преподавателя
Письменная подготовка по темам семинарских занятий 3 - 5 Предоставление тетради по курсу для проверки преподавателю В течение 2 семестра, в соответствии с учебным планом семинарских занятий
Устный доклад на семинарском занятии по одной из тем 3 - 5 Устный ответ В течение 2 семестра, в соответствии с учебным планом семинарских занятий
Реферирование литературы 25 - 100 Предоставление конспектов для проверки преподавателю май 0 – 25 26 – 50 50 – 80 80 - 100
Заполнение словаря культурологических терминов. 25 - 100 Предоставление словаря для проверки преподавателю 0 – 25 26 – 50 50 – 80 80 - 100
Подготовка реферата по «Культурологии» 25 - 100 Предоставление реферата для проверки преподавателю май 0 – 25 26 – 50 50 – 80 80 - 100


Раздел 2.

Раздел 3.

План семинарских занятий по курсу «Культурология»

№ п/п Наименование тем семинарских занятий Кол-во часов
Представления о культуре в античности и западноевропейском средневековье. Представления о культуре в эпоху Просвещения.
Культурологические концепции ХIХ в.
Культурологические концепции ХХ в.
Функции и дисфункции культуры, сферы культуры. Общие свойства культур.
Структурирование культуры, молодежная субкультура. Массовая, популярная, народная, элитарная культуры.
Формы и механизмы приобщения к культуре. Культурная динамика. Нормативная система культуры.
Культура и этнос, культура и цивилизация.
Культура и природа.
Итого

Темы и вопросы по темам семинарских занятий.

Семинарское занятие №1. «Представления о культуре в античности и западноевропейском средневековье. Представления о культуре в эпоху Просвещения»:

Вопросы семинарского занятия:

1. Представления о культуре в античности.

2. Представления о культуре в западноевропейском средневековье.

3. Общее сравнение развития представлений о культуре в Западной Европе в античности и средневековье, причины их изменений.

4. Общая характеристика представлений о культуре в эпоху Просвещения.

5. Трактовка культуры в трудах Ф. Бэкона.

6. Культурологические идеи И.Г. Гердера.

7. Культурологические идеи Ж.Ж. Руссо.

8. Культурологические идеи Дж. Вико.

Цели:

1. Узнать содержание культурологических концепций в период античности.

2. Узнать содержание культурологических концепций западноевропейского средневековья.

3. Выяснить причины трансформации культурологических идей в период античности и средневековья.

4. Узнать содержание общих тенденций в понимании культуры в эпоху Просвещения (Ф. Бэкон).

5. Узнать содержание культурологических концепций культурологов – «диссидентов» эпохи Просвещения (И.Г. Гердера, Ж.Ж. Руссо, Дж. Вико)

Входные компетенции:

Вы должны знать из курса истории и философии:

1. Хронологию и территориальные рамки, ключевые исторические события античности и средневековья.

2. Основные философские течения античности и средневековья.

3. Ключевые исторические события и социально-экономические процессы в Западной Европе эпохи Просвещения (ХVII – ХVIII вв.).

Основные понятия и положения темы:

Антропоцентризм – (греч. anthropos — человек и лат. centrum — центр) характеристика культурологической концепции, согласно которой, человек есть главный субъект и объект культуры. Является ключевым основанием для понимания культурологической мысли античности. В латинское понятие «культура» человек был включен благодаря трудам оратора и философа периода Римской республики Марка Туллия Цицерона, обосновавшего цель культуры как «возделывание» гражданина. Антропоцентризм античных культурологических представлений сменился в теоцентризмом в Средние века. Человек вновь стал основой культуры в эпоху гуманизма, начало которой связано с творчеством Данте Алигьери и распространением его «Божественной комедии».

«Естественное — искусственное» — парное понятие, выражающее не столько противоположность природы и человека, сколько «естественный», т. е. соответствующий закономерностям мира, рациональный характер человеческой деятельности, её способности разумно творить свой искусственный мир.

«Натура — культура»— парное понятие, имеющее общенаучный смысл различения человека — творца культуры и его природного мира — «натуры». В эпоху Возрождения это понятие приобрело антропоцентрический смысл противопоставления «натуры» и «культуры».

Деятельностно-гуманистический принцип — исходная и генерализующая идея познания мира человека как процесса и результата его активно-преобразующей деятельности.

Космоцентризм (лат. centrum — центр) — принцип рассмотрения человека с позиций его естественной, космологически понятой природы.

Логоцентризм — принцип безраздельного доминирования разума как сущности человека. В теологической трактовке — человеческого разума как проекции Божественного.

Парадигма (греч. paradeigma — пример, образец) — введенное Т. Куном понятие для обозначения «совокупности идей, теорий, методов, концепций и образцов решения различных проблем, принимаемых научным сообществом определённого направления или эпохи»

Секуляризация — процесс освобождения общественного сознания от религиозности, обусловленный, с одной стороны, характерной для Нового времени рациона лизацией человеческой деятельности, с другой — обострением ценностно-смысловых противоречий церкви и её взаимоотношений с обществом.

Социоцентризм — принцип определяющей роли общественных отношений, для конкретного человека — социальной среды, его редукции к «ролевику», функции этой среды.

Сциентизм (лат. scientia — наука) — видение человека и его мира с позиций универсальных законов науки.

Теоцентризм (греч. theos — Бог) — принцип осмысления человека и его мира с точки зрения их Божественного творения.

«Две истины» — сформулированное одним из духовных отцов средневековой топической церкви Фомой Аквинским учение о возможности примирения двух истин — знания естественных законов мира и знания Божественного промысла.

Civis — гражданин античного полиса; civitas — античный город-государство.

Colerecultura — возделывание, обработка, уход, улучшение; agricultura— культивирование земли, природы; cultura juris — создание и совершенствование права, выработка правил поведения; cultura-color— художественная культура; cultura animi — интеллектуальная культура.

Paideia — воспитание в духе добродетельного служения общественному благу. paideuma (греч. приобретённое путём воспитания) — введённое этнологом Л. Флобениусом понятие, производное от paideia — воспитания; выражает «внутреннее содержание, сущность культуры», распространённой в какой-либо географической области, душу, дух данной области.

Techne— многозначное понятие в античной культуре и цивилизации: не только техника в вещественном смысле, но и искусство творения и культивирования вещей, структур, идей и процессов.

Virtu — гражданская доблесть или честь; в древнем Риме — выше всех остальных благ и почестей.

Vita activa — политическая и духовная жизнедеятельность, направленность интеллекта и воли на добродетель — творение добра.

Античность – (восходит к лат. antiquitas – древность) исторический период, протекавший в VIII в. до н.э. – V в. н.э. на территории Средиземноморского бассейна.

Апокалипсис (греч. apokalilypsis — откровение) — Страшный суд. В откровении ап. Иоанна предстает в виде четырех всадников, которые символизируют чуму, войну, голод и смерть. Апокалипсис не фатален для праведников, которые спасутся и войдут в новое тысячелетнее царство.

Ересь (греч. особое вероучение) — различные отклонения от официального вероучения в области догматики и культа.

Калокагатия – (от греч. kalos kai hagatos – красивый и хороший) древнегреческое понятие, которое буквально можно перевести как «прекрасно-совершенный». Идеал личности, всесторонне развитой, обладающей физическим совершенством и душевной целостностью.

Клерикализм (позднелат. clericalis — церковный) — теория и практика защиты интересов католической церкви и её главы, укрепления их авторитета.

Культура – (лат. cultura – возделывание). Первоначальное употребление в качестве возделывания земли. Впервые использовано в III в. до н.э. в труде политика и мыслителя Римской республики Марка Порция Катона «Агрикультура».

Монотеизм (греч. monos — единственный и theos — Бог) — учение о едином Боге; в строгом смысле монотеистическими являются иудаизм и ислам, в широком смысле — христианство («троица»).

Пайдейя – (от греч. pais – ребенок) древнегреческое понятие, близкое по содержанию и восприятию термину «культура». Обозначает процесс воспитания человека, ограниченный рядом условий, целью которого является становление человеческой личности, стремящейся к идеалу (калокагатии).

Политеизм (греч. polys — много и theos — Бог) — многобожие, почитание многих богов.

Полития(греч. politeia) — цивилизованная политическая организация свободных граждан.

Раскол (церковный)— великое разделение христианских церквей, которое началось в 1054 г. и упрочилось как две подсистемы христианства.

Средневековье – исторический период V-XV вв. н.э. на территории Западной Европы.

Теократия (греч. theos — Бог, kratos — власть) — буквально боговластие; изначально — концепция власти, непосредственным источником которой является Бог; «Н власти, которая не от Бога» (ап. Павел); в последующей интерпретации — форм правления, в которой высшая государственная власть принадлежит церкви.

Теоцентризм – (греч. teos — бог и лат. centrum — центр) характеристика культурологической концепции, согласно которой, бог есть источник культуры, а религиозные и культовые идеи и практики – важнейшая и единственная возможность приобщения к божественному, к культуре. Ключевое понятие западноевропейской средневековой культурологической мысли, основанной на христианской религии. Обоснованно в Священном писании и трудах христианских мыслителей: Августина Блаженного, Фомы Аквинского и других.

Эсхатология(греч. eschatos — последний, конечный и logos — учение) — в христианской догматике учение о «последних» вещах: о конце мира, о воскресении мёртвых, о Страшном суде, о царстве Божием на земле.

Хронокарта занятия:

Общая продолжительность изучения темы семинарского занятия №1 – 2 академических часа.

Номер цели Содержание модуля Вид деятельности студентов Время
Теория культуры эпохи античности Доклад по теме 10 мин.
Теория культуры эпохи средневековья Доклад по теме 10 мин.
Особенности трансформации представлений о культуре в Европе античности и средних веков Доклад по теме 10 мин.
Общая характеристика представлений о культуре в эпоху Просвещения Доклад по теме 10 мин.
Трактовка культуры в трудах Ф. Бэкона Доклад по теме 10 мин.
Культурологические идеи И.Г. Гердера Доклад по теме 10 мин.
Культурологические идеи Ж.Ж. Руссо Доклад по теме 10 мин.
Культурологические идеи Дж. Вико Доклад по теме 10 мин.
Дискуссия 10 мин.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каким было понимание слова «культура» в античном мире в отличие от современного значения?

2. В чем заключаются особенности пайдейи как процесса нацеленного воспитания? 3. Что Марк Порций Катон подразумевал под термином «культура»?

4. Каковы особенности сопряжения понятий культура и humanitas?

5. Какие основные ценности унаследовали от античности европейская и американская цивилизации.

6. Что такое «аполлоновское» и «дионисийское» начала в европейской культуре?

7. Оцените роль христианства в становлении средневековых представлений о культуре.

8. Кто из английских философов ХVII в. внес особый вклад в осознание феномена культуры и чем отличается этот вклад?

9. В чем видели главное содержание культуры французские просветители?

Семинарское занятие №2. «Культурологические представления ХIХ века»

Вопросы семинарского занятия:

1. Э. Тайлор, Л. Морган и идеи эволюционизма.

2. Понимание культуры в философии марксизма.

3. Концепция «культурно-исторических типов» Н.Я. Данилевского.

Цели:

1. Узнать содержание основных культурологических концепций ХIХ века.

Входные компетенции:

Вы должны знать из курса истории и обществознания:

1. Ключевые социально-экономические процессы и исторические события в Западной Европе и России в ХIХ в.

Основные понятия и положения темы:

Культурно-исторический тип – целостные совокупности характерных элементов жизни этноса, проявляющиеся в религиозном, социально-экономическом, политическом и других отношениях.

Цивилизация – одна из основных единиц исторического времени, обозначающая длительно существующее самодостаточное сообщество стран и народов, своеобразие которого обусловлено социокультурными причинами.

Эволюционизм – представление о едином для человечества пути постепенного развития культуры от низших уровней к высшим состояниям. Пути, на котором отдельные культуры не прогрессируют (некоторые вовсе исчезают), а другие достигают все большей культурной продвинутости.

Класс – историческая категория, соответствующая каждой общественно-экономической формации. Группа людей, в исторически определенной системе общественного производства, противопоставляющая себя экономически диаметральной группе по признаку собственности на средства производства.

Марксизм – целостное антропологическое учение в центре которого находится человек, как деятельно преобразующий, многомерный и динамичный субъект своей культуры и цивилизации

Хронокарта занятия:

Общая продолжительность изучения темы семинарского занятия №3 – 2 академических часа.

Номер цели Содержание модуля Вид деятельности студентов Время
Э. Тайлор, Л. Морган и идеи эволюционизма. Доклад по теме 30 мин.
Понимание культуры в философии марксизма. Доклад по теме 30 мин.
Концепция «культурно-исторических типов» Н.Я. Данилевского. Доклад по теме 30 мин.
Дискуссия

Вопросы для самоконтроля:

1. Определите общее понятия «эволюции» и «революции». Соотнесите эти категории.

2. Выявите характерные черты эволюционизма как научного направления.

3. Соотнесите категории «Культурно-исторический тип» и «Цивилизация».

Семинарское занятие №3. «Культурологические представления ХХ века»

Вопросы семинарского занятия:

1. Культура и бессознательное начало человека: концепция З. Фрейда.

2. Представления о культуре К.Г. Юнга;

3. Философия культуры О. Шпенглера;

4. Культурологическая концепция Н. Бердяева;

5. Философия культуры А. Тойнби;

6. Культурологическая концепция П. Сорокина.

7. Игровая теория культуры И. Хейзинги.

8. Культура и культурогенез в философии Л.Н. Гумилева.

Цели:

1. Узнать содержание основных культурологических концепций ХХ века.

Входные компетенции:

Вы должны знать из курса истории:

1. Ключевые социально-экономические процессы и исторические события в Западной Европе в ХХ в.

2. Ключевые социально-экономические процессы и исторические события в России и СССР в ХХ в.

Основные понятия и положения темы:

«Суперсистемы» — базовый концепт П. Сорокина для обозначения масштаба культурно-цивилизационных комплексов в трех основных, господствующих в различных этапах или сосуществующих формах — «идеациональной» (иррацинальной, трансцендентной), «сенситивной» (чувственной, имманентной) и «идеалистической» (совмещающей оба начала).

«Репрессивная цивилизация» — фрейдовский концепт для выражения принудительной роли структур и механизмов цивилизации («Сверх-Я») в процессе культуротворческой сублимации энергии Эроса.

«Коллективное бессознательное» - общечеловечесекие прообразы-архетипы (например, образ матери-земли, мудрого старца, демона и проч.). Архетипы выражаются в мифах, суказках, магии, алхимии и т.д.

Либидо – (от лат. Libido – влечение, желание, страсть, стремление) – психическая энергия, в основе которой лежит сексуальная потребность, трансформирующаяся в сфере бессознательного в различные виды психической активности. Одно из основных концептуальных понятий психоанализа (З. Фрейд). В трактовке К. Юнга это понятие лишается сексуального характера и рассматривается преимущественно лишь как психическая энергия вообще, скрытая в бессознательном.

Пассионарность – (от лат. Passio – страсть) страстное, неодолимое стремление людей косуществлению своих идей, целей, идеалов.

Сублимация – (от лат. Sublimare – возносить) – процесс преобразования и переключения психической энергии аффективных влечений человека на цели социальной деятельности и культурного, в том числе художественного творчества. Понятие введено в культурный оборот З. Фрейдом, который рассматривал сублимацию как один из видов трансформации влечений.

Хронокарта занятия:

Общая продолжительность изучения темы семинарского занятия №4 – 2 академических часа.

Номер цели Содержание модуля Вид деятельности студентов Время
Культура и бессознательное начало человека: концепция З. Фрейда. Доклад по теме 10 мин.
Представления о культуре К.Г. Юнга; Доклад по теме 10 мин.
Философия культуры О. Шпенглера; Доклад по теме 10 мин.
Культурологическая концепция Н. Бердяева. Доклад по теме 10 мин.
Философия культуры А. Тойнби; Доклад по теме 10 мин.
Культурологическая концепция П. Сорокина. Доклад по теме 10 мин.
Игровая теория культуры И. Хейзинги. Доклад по теме 10 мин.
Культура и культурогенез в философии Л.Н. Гумилева Доклад по теме 10 мин.
Дискуссия 10 мин.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем сходство и различие взглядов на культуру О. Шпенглера и А.Дж. Тойнби?

2. Охарактеризуйте работу З. Фрейда «Недовольство культурой».

3. Что такое коллективное бессознательное и культурные архетипы К.Г. Юнга?

4. Что такое пассионарность и пассионарный взрыв в представлении Л.Н. Гумилева?

Семинарское занятие №4 «Функции и дисфункции культуры, сферы культуры. Общие свойства культуры»

Вопросы семинарского занятия.

1. Функции культуры:

А. Гуманистическая (социализирующая);

Б. Трансляционная;

В. Нормативная;

Г. Гносеологическая;

Д. Семиотическая.

2. Дисфункции культуры.

3. Общие свойства культур:

А. Стабильность, нестабильность;

Б. Толерантность, интолерантность;

В. Открытость, замкнутость;

Г. Демократизм, элитарность;

Д. Прогрессивность, регрессивность, консерватизм.

Цели:

Определить основные функции и дисфункции культуры. Определить общие свойства культуры.

Входные компетенции:

Вы должны знать:

1. Основные институты социализации;

2. Основные виды культурных норм;

3. Основные «способы» познания мира.

4. Основные виды и примеры дисфункции культуры.

Основные понятия и положения темы:

Гносеология (теория познания) –(от греч. Gnosis – познание и logos – учение) – раздел философии, изучающий возможности познания мира человеком, структуру его познавательной деятельности, типы и формы знания в его познавательной деятельности, типы и формы знания в его отношении к действительности, критерии истинности и достоверности знания.

Демократизм культурный – в широком смысле слова демократизм – форма организации и функционирования самоуправляющегося общественного организма, основанная на принципах равного права всех членов общества.

Семиотика –(от греч. Semeiotike – учение о знаках) – наукао знаках и знаковых системах, изучающая различные свойства знаковых систем как способов коммуникации между людьми посредством знаков и знаковых систем (языков), а также особенности различных знаковых систем и сообщений.

Символ – (от греч. Symbolon – знак, опознавательная примета; этимологически связан с греч. Глаголом, означающим «соединяю, сравниваю, сталкиваю») – неразвернутый знак, обобщение; такой образ, который является представителем других (весьма многообразных) образов, содержаний, отношений. Символ не просто знак тех или иных сущностей, но носитель обобщенного принципа дальнейшего развертывания свернутого в нем смыслового содержания. В своей основе символ всегда имеет переносное значение. Символ – всегда конкретный, доступный нашему воображению образ, означающий нечто само по себе нашему воображению недоступное (например – сова – символ мудрости, голубь – символ мира и т.п.). Язык символов свойственен как научному, так и художественному мышлению.

Социализация(от лат. Socialis – общественный) – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта – трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и передаваемых от поколения к поколению, процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирование у него социальных качеств. Передача осознанного опыта, обучение различным формам и способам деятельности осуществляется посредством воспитания и внешней среды. Средствами передачи опыта являются язык и опредмеченные результаты человеческой деятельности.

Функционализм –направление в исследовании культуры первой половины ХХ в., нацеленное на выявление того, как функционируют ее составные чаксти в отношении друг к другу и целому. Функциональная теолрия статична, редко обращает внимание на изменения.

Основоположник функциональной школы Б. Малиновский считал, что культура является единой, гармонично функционирующей системой, в которой каждый элемент выполняет жизненно важную функцию. Поскольку функция понималась им как удовлетворение потребности деятельности, в процессе которой люди объединяются, то различия культуры становились следствиями лишь способов удовлетворения человеческих нужд.

Хронокарта занятия:

Общая продолжительность изучения темы семинарского занятия №4 – 2 академических часа.

Номер цели Содержание модуля Вид деятельности студентов Время
Функции культуры Доклады по темам 30 мин.
Дисфункции культуры Доклад по теме 15 мин.
Общие свойства культур Доклады по темам 30 мин.
Дискуссия 15 мин

Вопросы для самоконтроля:

1. Приведите примеры знакового поведения, одежды, макияжа.

2. Приведите примеры «направлений» культурных трансляций (вертикальных, горизонтальных).

3. Приведите примеры дисфункциональных проявлений культуры и отдельных культурных традиций.

4. Какова роль культуры в передаче социального опыта?

Семинарское занятие №5. «Структурирование культуры, молодежная субкультура. Массовая, популярная, народная, элитарная культуры»

Вопросы семинарского занятия:

1. Структурирование культуры. Субкультуры,

2. Молодежная субкультура.

А. Психофизиологические особенности тинейджеров;

Б. Социально-экономический статус тинейджеров;

В. Функции молодежной субкультуры;

В. Стратификация молодежной субкультуры;

Г. Молодежные объе




3053455451617434.html
3053533229650528.html
    PR.RU™