Сравнительная характеристика толерантной и интолерантной личностей

1. Знание самого себя.

Толерантные люди больше знают о своих достоинствах и недостатках. Относясь критично к себе, они не стремятся во всех своих бедах обвинять окру­жающих. Психологи обнаружили, что у толерантной личности значительно больший разрыв между «Я-идеальным» (то есть, представлением о том, каким бы Я хотел стать) и «Я-реальным» (представлением о том, какой Я есть). Толерантные люди луч­ше знают самих себя, причем не только свои достоинства, но и недостатки, поэтому менее удовлетворены собой. В связи с этим потенциал для саморазвития у них выше.

У интолерантного человека (у которого «Я-идеальное» и «Я-реальное» практически совпадают). Интолерантный человек замечает у себя больше достоинств, чем недостатков, поэтому во всех проблемах чаще склонен обвинять окружающих.

2. Защищенность.

Интолерантному человеку трудно жить в согласии как с самим собой, так и с другими людьми. Он опасается своего социального окружения и даже себя, сво­их инстинктов. Над ним как бы нависает ощущение посто­янной угрозы.

Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности. Поэтому он не стремится защищаться от других людей и групп. Отсутствие угрозы или убежденность, что с ней можно справиться — важное условие формиро­вания толерантной личности.

3. Ответственность.

Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он не властен над судьбой. Он убежден, что многие вещи объяс­няет астрология. Ему легче думать, что что-то совершается с ним, а не им. Интолерантные стремятся снять с себя ответственность за то, что происходит с ними и вокруг них. Эта особенность связана со стремлением во всем обвинять других и лежит в основе формирования пред­рассудков в отношении других групп — не я нена-вижу и при­чиняю вред другим, это они мне.

Толерантные люди, напротив, убеждены, что судьба зависит не от расположения звезд, а от них самих. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они несут ее сами.

4. Потребность в определенности.

Интолерантные лично­сти делят мир на две части — черное и белое. Для них не существует полутонов, есть только два сорта людей — пло­хие и хорошие, только один правильный путь в жизни. Они делают акцент на различиях между «своей» и «чужой» группами. Они не могут относиться к чему-то нейтрально, все происходящее либо одобряют, либо нет.

Толерантный человек, напротив, признает мир в его многообразии и го­тов выслушать любую точку зрения.

5. Ориентация на себя — ориентация на других.

Обнару­жилось, что толерантная личность больше ориентирована на себя в работе, в фантазиях, творческом процессе, тео­ретических размышлениях. В проблемных ситуациях тол­рантные люди склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости боль­ше, чем к принадлежности внешним институтам и автори­тетам, так как им не нужно за кем-то прятаться.



Исследования психологов показали, что стремление при­надлежать к общественным институтам у интолерантных людей выражено значительно сильнее, чем у толерантных. Так, девушки с антисемитскими тенденциями более склон­ны объединяться в сестринства, более религиозны, более патриотичны. Многие исследования обнаруживают положи­тельную связь между существованием у человека предрас­судков и высоким «патриотизмом». Была показана связь между национализмом и ненавистью к меньшинствам в на­цистской Германии.

6. Приверженность к порядку. Психологи обнаружили, что интолерантный человек чересчур большое значение прида­ет чистоплотности, хорошим манерам, вежливости. Для него важно, чтобы во всем был порядок.

Нацисты чрезвычайно важную роль отводили добро­детели. Гитлер проповедовал аскетизм. В соответствии с нацистскими убеждениями вся жизнь человека должна была протекать согласно протоколу. Евреев же постоян­но упрекали в непорядочности, аморальности, нечистоп­лотности.

Интолерантный человек не только любит порядок вооб­ще, он особенно любит социальный порядок. В своей стрем­лении принадлежать партии, национальности, группиров­ке он находит безопасность и определенность, в которых он так нуждается. Эта принадлежность дает ему защиту от постоянного беспокойства.

Для толерантных лю­дей эти качества не представляют такой большой ценности и отходят на второй план.

7. Способность к эмпатии. Способность к эмпатии опре­деляется как социальная чувствительность, умение давать верные суждения о других людях.

Что является основой эмпатических способностей, точ­но не определено. Возможно, это продукт благоприятной семейной атмосферы, развитых эстетических чувств, высо­ких социальных ценностей.

В одном из экспериментальных исследований выявлялась способность к эмпатии у толерантных и интолерантных студентов. В течение 20 минут студенты одного пола и воз­раста беседовали на разные темы друг с другом наедине. Каждый формировал свое представление о собеседнике. После беседы экспериментатор просил студентов заполнить опросник, выявляющий степень толерантности, за своего собеседника. Оказалось, что интолерантные студенты оцени­вали своих партнеров по эксперименту подобно своим соб­ственным убеждениям, т.е. они выглядели в их глазах бо­лее интолерантными, чем были на самом деле.



Толерант­ные студенты оказались точнее в своих суждениях о людях — они более адекватно оценивали как толерантных, так и интолерантных собеседников.

8. Чувство юмора.

Чувство юмора и способность посме­яться над собой — важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другим.

9. Авторитаризм.

Для интолерантной личности чрезвычай­но важна общественная иерархия. Когда американских сту­дентов просили назвать людей, которых они считают вели­кими, интолерантные назвали имена лидеров, имевших власть и контроль над другими (Наполеон, Бисмарк), втовремя как для толерантных более свойственно называть ар­тистов, ученых (Чаплин, Эйнштейн). Интолерантную лич­ность устраивает жизнь в упорядоченном, авторитарном об­ществе с сильной властью. Интолерантный человек считает, что внешняя дисциплина чрезвычайно важна.

Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе.

Таким образом, выделяются два пути развития личнос­ти: интолерантный и толерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключи­тельности, стремлением переносить ответственность на окружение, ощущением нависшей угрозы, потребностью в порядке, желанием сильной власти. Другой путь — путь человека свободного, хорошо знающего себя и поэтому при­знающего других. Хорошее отношение к себе сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброже­лательным отношением к миру.


Таблица «Мои лучшие качества»

Мои лучшие черты Мои способности и таланты Мои достижения

Таблица «Мои лучшие качества»

Мои лучшие черты Мои способности и таланты Мои достижения

Информация о Нобелевской премии

Последние 300 лет в истории человечества по праву мож­но считать периодом небывалого расцвета науки, удивитель­ных открытий и изобретений, полностью изменивших жизнь людей. Благодарные современники обычно не остаются равнодушными к великим открытиям, находя средства и способы вознаградить их авторов. Премия, ставшая симво­лом высшего достижения в области науки и литературы, была учреждена в конце прошлого века шведским инжене­ром и промышленником Альфредом Нобелем, создателем пороха и динамита. Все свое состояние он завещал израс­ходовать на награды ученым и литераторам, внесшим нео­ценимый вклад в прогресс человечества, а также обществен­ным деятелям, способствовавшим укреплению мира и со­гласия между народами. В настоящее время не существует другой награды, которая пользуется таким огромным меж­дународным авторитетом.

Нобелевские премии выдаются с 1901 г. В разное время лауреатами Нобелевской премии стали: Альберт Эйнштейн, создавший теорию относительности; Нильс Бор, построив­ший первую модель атома; Ханс Бете, объяснивший природу солнечного излучения; П.Л.Капица и Л.Д.Ландау, от­крывшие таинственное явление сверхтекучести; Б. Л. Пастер­нак — автор «Доктора Живаго»...

Номинации, по которым учреждена премия, специально оговорены в завещании Альфреда Нобеля, подписанном им 27 ноября 1895 г. в г. Париже.

Завещание Альфреда Нобеля

«Я, нижеподписавшийся, Альфред Бернхард Нобелъ, об­думав и решив, настоящим объявляю мое завещание по пово­ду имущества, нажитого мною к моменту смерти.

Все оставшееся после меня реализуемое имущество необ­ходимо распределить следующим образом: капитал мой ду­шеприказчики должны перевести в ценные бумаги, создав фонд, проценты с которого будут выдаваться в виде премии тем, кто в течение предшествующего года принес пользу че­ловечеству. Указанные проценты, следует разделить на пять равных частей, которые предназначаются: первая часть тому, кто сделал наиболее важное открытие или изобрете­ние в области физики, вторая — тому, кто совершил круп­ное открытие или усовершенствование в области химии, третья — тому, кто добился выдающихся успехов в облас­ти физиологии или медицины, четвертое — создавшему наи­более значительное литературное произведение, отражающее человеческие идеалы, пятая — тому, кто внесет весомый вклад в сплочение народов, уничтожение рабства, снижение численности существующих армий и содействие мирной до­говоренности (...).

...Мое особое желание заключается в том, чтобы на при­суждение премий не влияла национальность кандидата, чтобы премию получали наиболее достойные (•••).

...Сив завещание является последним и окончательным, оно имеет законную силу и отменяет все мои предыдущие заве­щания, если таковые обнаружатся после моей смерти".

Альфред Б. Нобелъ, Париж, 27 ноября 1895 года.

«Жить в мире с собой и другими»

К пяти номинациям, введенным Нобелем, в 1968 году до­бавилась премия в области экономических наук.

Будущих лауреатов Нобелевской премии можно распоз­нать не только по большой научной продуктивности и вы­сокой степени цитирования их работ другими авторами (еще до награждения будущих лауреатов цитируют в 40 раз чаще, чем средних исследователей), но и по некоторым деталям их биографии. Обычно это люди, талант которых проявля­ется очень рано. Высшие учебные заведения они заканчи­вают в 19—20 лет, а в 25 становятся докторами наук. Буду­щие номинанты обычно учатся в крупных научных центрах и выбирают себе в руководители известных ученых. Пре­мию они получают чаще всего в возрасте 39 лет.


Таблица «Какой Я»

Что я думаю о себе Что думает обо мне близ-кий человек (мама, папа, друг или кто-то еще) Что обо мне, по моему мне­нию, думает сосед слева от меня Что думает обо мне сосед слева от меня (запол­няет сосед)

Таблица «Какой Я»


Что я думаю о себе Что думает обо мне близ-кий человек (мама, папа, друг или кто-то еще) Что обо мне, по моему мне­нию, думает сосед слева от меня Что думает обо мне сосед слева от меня (запол­няет сосед)


3052086631262577.html
3052187312259883.html
    PR.RU™